menu

Связь поколений

Семененко Елена Петровна

Осень 1977 года - Семененко Елена вступила в комсомол

"В восьмую школу (СШ № 8) я пришла из первой школы (СШ № 1) во второй класс 1 сентября 1972 года.

Почему-то совсем мало помню, как училась во 2-3 классах, больше запомнился первый класс в школе № 1.  Видимо, повлияло то, что в тот период открыли вновь построенную СШ № 15, многие учителя и ученики ушли туда работать и учиться. Смутно припоминаю, могу ошибаться, учительницу звали Вера Александровна.

Слева направо 1 ряд: Чекалова Ольга, Мусина Нурия, Маринченко Наталья, Сапкулова Светлана, Смирнова Марина.

2 ряд: Семененко Елена, Алалыкина Марина, Кобзева Ирина, Афанасьева Елена, Даутова Альфия, Баженова Марина, Павлова Светлана.

3 ряд: Михеев Владимир, Шакиров Айдар, Козюченко Николай, Липатов Владимир, Козюченко Владимир.

На фотографии отсутствуют: Бочков Дмитрий, Медведева Ирина, Гарифуллин Рафаэль, Разорёнов Дмитрий, Мазов Валерий, Усманов Ильдар, Михайлова Любовь, Соколов Андрей, Ильясова Марина, Гнусина Татьяна, Мифтахов Рамиль, Езерская Ирина, Курячья Лариса, Ахметов Айдар, Корчагин Юрий, Шагиахметов Марат, Сахабиев Ирик, Хабибуллин Эрик, Капасин Николай… а дальше фото обрезано. Я помню, был ещё Герман Мишутин, остальных не помню.

С 4 по 8 класс я училась в «Б» классе, классным руководителем у нас была Сызранцева Вера Ивановна, учитель русского языка и литературы. В нашем классе было 43 (42?) ученика. Вера Ивановна учила нас не только своему предмету, но и жизни. Как-то незаметно, совершенно ненавязчиво. Научила нас быть настолько самостоятельными, что казалось, мы всё делали сами, без её участия. Но она всегда была рядом, среди нас. Мы сами проводили классные часы, а она сидела за последней партой и проверяла тетради. Достаточно было одного укоризненного взгляда, чтобы мы поняли, что делаем не совсем то, что нужно. Как-то во время репетиции она нам сказала: «Не могу показать вам, как нужно петь, но знаю, что вы фальшивите!». Я помню, как на турслёте, около деревни Светловка, Вера Ивановна учила нас растирать нарезанный зелёный лук, чтобы окрошка (или салат?) была вкуснее, учила варить суп на костре, показывала нам съедобные и лекарственные растения...  Ещё Вера Ивановна вела факультатив по литературе, на котором мы учились сочинять стихи, писать сочинения и статьи.

В параллельном «А» классе классным руководителем была Шишкова Алевтина Георгиевна, наш учитель математики. Очень строгая, но справедливая. Я очень любила алгебру, чуть меньше – геометрию. На факультативе по математике она давала нам задания доказать теорему не менее чем тремя способами, не повторяя доказательства из учебника. И среди нас находились такие ученики, придумывавшие по восемь и даже более способов доказательства теоремы. Их она ставила нам в пример, нам было к чему стремиться. Запомнился случай на уроке, когда Алевтина Георгиевна дала нам задание решить задачу по геометрии. Мы усердно решали, кто успешно, кто не очень. А после проверки решения нам было предложено посмотреть на стену кабинета. На стене висел стенд с решением этой задачи. Ни один из нас не обратил на это внимание. Это показало, насколько мы невнимательны к окружающему нас миру, а это зачастую бывает очень важно в жизни.

В параллельном «В» классе классным руководителем была наша учитель немецкого языка Лилия Михайловна (не помню её фамилию, к сожалению). Лилия Михайловна была чуть менее строгой, чем другие классные руководители. Лилие Михайловне я благодарна за своё знание немецкого языка: до сих пор я свободно, без словаря, пользуюсь журналами и книгами по шитью и рукоделию на немецком языке.

Лилию Михайловну иногда заменяла Тухватшина Музагида Сагдеевна, очень строгая и неприступная, как нам казалось, по сравнению с нашей доброй Лилией Михайловной.

По природоведению в 4 классе у нас была Копьёва Евгения Константиновна. Как-то мы с группой пионеров ходили к Евгении Константиновне домой. Она и её муж рассказывали нам о том, что во время Великой отечественной войны они были подпольщиками на территории врага, показывали фотографии и награды.

По труду сначала у нас была Башкатова (вроде бы, Ольга Александровна, могу ошибаться), ещё она вела уроки биологии, но не у нас. В нашем классе учился её сын, Башкатов Андрей, он был знаменосцем нашей дружины. С 5 класса уроки труда стала вести Серебрякова Зоя Максимовна. Зоя Максимовна - один из самых добрых учителей в моей жизни, у неё были не просто золотые руки, а волшебные. Мы с ней на уроках собирали семена, стригли кусты на пришкольном участке, готовили еду, консервировали овощи и фрукты, шили одежду (юбки, платья, блузки, брюки…). А ещё Зоя Максимовна вела кружок мягкой игрушки. С тех пор моё самое любимое хобби – шитьё игрушек.

Кружок мягкой игрушки, 1976 - 1977 учебный год

Руководитель кружка - Зоя Максимовна Серебрякова, учитель трудового обучения.

(Слева направо учащиеся 6Б класса: Медведева Ирина, Семененко Елена, Кобзева Ирина, Афанасьева Елена, Туманова Лариса)

По биологии у нас была Копылова Татьяна Александровна (не уверена, что её звали именно так). Я очень любила этот предмет, потому что мне нравилась учительница. На уроках царила совершенно непринуждённая обстановка, но все были вовлечены в процесс изучения предмета. В кабинете было очень много цветов, даже дерево росло – кипарис. Был большой аквариум с рыбками.

По географии была Сорокина Галина Николаевна. Галина Николаевна считалась очень хорошим учителем в городе. Но у меня особой любви к этому предмету не было.

По физике была Фролова Анна Михайловна. Она была особенной. Я смотрела на неё, затаив дыхание; слушала, боясь пропустить хоть слово… Позже мне довелось узнать Анну Михайловну в неформальной обстановке: она учила нас карвингу (вырезанию цветов из овощей и фруктов) у себя дома. Во время практикума она рассказывала о своей семье, как уроженцы Петербурга оказались в нашем Белебее. Замечательный человек с необычной судьбой и щедрой душой, достойный восхищения.

Историю у нас сначала вёл Имаев Ким Михайлович. Он научил меня систематизировать информацию из параграфа в учебнике. Это очень пригодилось мне в жизни. Мы любили историю, часто смотрели документальные фильмы (в лаборантской был кинопроектор, а в кабинете большой экран на всю стену). А потом историю стала вести Ольга Григорьевна Шафикова. Это её заслуга в том, что на всю свою жизнь я полюбила историю и всё, что с ней связано. Ольга Григорьевна нам никогда не раскрывала содержание параграфа, рассказывала информацию из других источников. Но проверяя наши знания, она требовала, чтобы мы и учебник тоже читали.

Химию нам преподавала Сайфуллина Римма Шайбековна. При первой встрече она нам заявила: «Можете относиться ко мне как угодно, но химию вы будете знать!». И мы, действительно, химию знали. Я больше не встретила в своей жизни более компетентного учителя химии, чем Римма Шайбековна. Спасибо ей за мои знания по химии.

Уроки рисования у нас вела Паряева Лариса Константиновна. Её сын, Паряев Андрей, учился в параллельном «А» классе. Ещё она руководила школьным хором. Мы любили петь хором. И была завучем по воспитательной работе.

НВП (начальную военную подготовку) и черчение вел Белов Георгий (Михайлович?). Мальчики с уважением говорили о нём: Жора. Его уважали все. Под его руководством мы перевязывали «раны», дышали в противогазах, разбирали и собирали на время оружие. На уроках черчения он сложные вещи наглядно демонстрировал с помощью коробка спичек. И мы все хорошо чертили.

Пение у нас вёл Маринченко Иван Павлович. Ещё он у мальчиков вёл уроки труда. Он хорошо играл на баяне. Говорили, что раньше он был учителем русского языка и литературы. Частенько он читал нам в конце урока Конан-Дойла, истории о Шерлоке Холмсе. С тех пор я люблю читать книги мастеров детективного жанра. А ещё он разрешал нам приносить на уроки пластинки с музыкальными сказками, и мы слушали их в конце урока. В нашем классе училась его дочь Маринченко Наталья, ныне учитель технологии в гимназии № 1.

Физкультура. Мы гордились своими спортивными достижениями, и было их не мало. Нашим учителем была Султановская Нина Кузьминична. Среди нас училась её дочь Алалыкина Марина. Нина Кузьминична научила нас очень многому – красиво двигаться, безупречно выглядеть в любой позе, тщательно следить за чистотой белоснежных гольф. Она и сама была такой, что можно было любоваться: само совершенство.

Мы очень много времени проводили в школе и на территории школы. В классе у всех были свои обязанности: следить за комнатными растениями, следить за мебелью и делать мелкий ремонт, шефствовать над октябрятским классом, выпускать стенгазету, заполнять читательские формуляры (был такой стенд с кармашками, куда каждый из нас вкладывал листочки с кратким содержанием прочитанной книги, списывать из аннотации к книге запрещалось), разрабатывали сценарии классных и школьных мероприятий, репетировали, маршировали, пели… а ещё у нас были  ежемесячные уборки: мы отмывали закреплённую за нашим классом территорию школы - какую-нибудь рекреацию. Было очень весело: мальчики бегали менять воду, девочки мыли и тёрли.

Кроме этого мы занимались в кружках, на факультативах, в спортивных секциях.  Я занималась в лыжной секции, у меня даже был юношеский разряд. К сожалению, я забыла, как звали моего любимого тренера, которому я обязана своим умением правильно ходить на лыжах. Но я хорошо помню, как он выглядел, как шутил с нами, как показывал движения… он заботился о нас: запрещал лежать на снегу после пробежки дистанции, учил правильно дышать. У него была очень добрая улыбка. Имя, отчество у него были не распространёнными, татарскими. Если кто-нибудь напомнит мне, я буду благодарна.

Вторым тренером по лыжам был Савельев Николай Иванович. Тоже очень хороший тренер.

На лыжных соревнованиях, 1977 год

Савельев Николай Иванович, руководитель лыжной секции, учитель физкультуры

Ученицы 6Б класса: Смирнова Марина, Мусина Нурия, Медведева Ирина

У нас в школе был самый лучший в городе каток, после катка на стадионе. Заливали каток Маринченко Николай Иванович и Сысков Анатолий Александрович. Каток был большой, на всю площадь спортивной площадки, с освещением по периметру; с очень ровной, гладкой поверхностью. Были металлические скребки, которыми мы сами чистили поверхность катка. На катке всегда было очень много народа, даже взрослые. Помню, после зимних каникул школу закрыли на карантин, были сильные морозы (минус 42-43), а мы на катке катались, нам было жарко.

Самым главным в школе для нас был Абрамов Николай Дмитриевич – наш директор. Попасть в кабинет директора считалось чем-то из ряда вон выходящим, говорили, что очень строг наш директор. Но я не помню, чтобы его кто-то не любил. Его любили и уважали все. Завидовали тем классам, в которых он преподавал физику и математику. Мечтали о том, что на следующий год он выберет для преподавания наш класс. Он был очень добрым. Относился ко всем ученикам без исключения, как к своим собственным детям. Я помню его добрый отеческий взгляд. Он мог приобнять проходящего мимо него ученика, сказать ему доброе слово, похвалить, поддержать: «Как дела, дочка? Нормально? Ну, хорошо!»

1976 год - Школьное мероприятие, посвященное дружбе народов союзных республик.

Начиная с левого нижнего угла учащиеся 6Б класса: Кобзева Ирина, Сахабиев Ирик, Ильясова Марина, Козюченко Владимир

Мои дорогие учителя… любимые, строгие, требовательные… добрые, щедрые, прощающие шалости и проказы… Я помню ваши лица, улыбки, взгляды, слова… Вы живы в моей памяти, пока жива я. Каждый из вас преподнёс мне знания по своему предмету, передал мне свои жизненные ценности. Спасибо вам!"

Семененко Елена Петровна – выпускница СОШ №8 1979 года. Главный человек для нее - ее ученик. На уроках Елены Петровны учащиеся имеют возможность испытать счастье от творческого труда и человеческого общения, взаимопонимания.  Важно найти для каждого именно то слово, в котором он сейчас нуждается. Ребенок по своей природе талантлив. Разовьются ли его природные задатки дальше – зависит от учителя. И задача Елены Петровны очень ответственна и благодарна: обнаружить затаенный родничок детского таланта, поддержать интерес, разбудить мысль, развить индивидуальность ребенка, научить его самостоятельному творчеству. Уметь многое делать своими руками – залог уверенности в себе. Созданная собственным разумом и изготовленная своими руками вещь, делает человека добрее, гуманнее и бережливее. Успех ученика и учителя – две половинки одного целого, одна не может существовать без другой. Успех капризен, он не терпит остановок, требует постоянной работы. Елена Петровна постоянно учится, творит, совершенствуется. Она считает, что учитель, который перестал внутренне развиваться, учиться, искать, – становится неинтересным для учащихся.